Седьмое чудо Чувашии: «Священное место древних чувашей. Дуб Киреметь».

(Киреметь – в чувашской мифологии сын Бога, который остался на Земле, чтобы раздать людям счастье, но не поняли люди его и убили, а сундук со счастьем поднялся в небо).

Древние чуваши – уникальный самобытный народ. Каждое дело нашими предками начиналось осознанно с обращения к Богам и закреплялось действием – обрядом. В чувашской этнической культуре насчитывается 240 ритуалов – «йала-йерке» в сельской, домашней, индивидуальной обрядности.

Для каждого обряда было свое место. Одним из крупных межсельских обрядов, собиравших до 12 деревень, – был обряд Киреметь. И место для него было выбрано специальное. В Чувашии сегодня немного осталось таких священных мест. Но те, что сохранились, чтутся чувашами по сей день. Одно из таких мест – поляна Ясна и Дуб Киреметь – Седьмое чудо Чувашии.

Существует легенда, что в древние времена, задолго до появления на этой поляне Дуба-Киреметь, чужеземцы наступали на селение наших древних предков. Все взрослые мужчины ушли воевать… Никто не вернулся. И тогда встали женщины, старики и дети на защиту своей земли. Все были убиты, осталась одна женщина. Недалеко в лесу она вырыла траншею и похоронила всех… Уходя, произнесла: "Ты прости нас, матушка-земля, что не смогли уберечь тебя. Береги себя сама". И вознеслась. Остался только след от пяточки.

Люди сказывают, что когда придут на эту священную землю люди с осознанным отношением к себе и матушке-природе, поднимется из земли родник с живой водой, а рядом проявится камушек со следом от пяточки той женщины-богини, душа которой до сего дня охраняет это место.

А на пуповине этой земли, где даже зимой бывает проталина, поднимется огромный меч, который наделен божественной силой. Много веков с тех пор прошло, много веков пустовала земля. В конце 13 – начале 14 века известный болгаро-чуваш Ижек вывел из Золотой Орды древнечувашское племя, дабы сохранить веру в Бога единого и сына Киреметь, и основал в этих местах ряд поселений. Центральное село назвали его именем – Ишаки, а на северо-востоке выбрали на поляне Киреметь выране – место для обрядов Киреметь.

Здесь, на поляне, до Революции росла священная дубрава, и было много родников. Местные старожилы вспоминают, какой студеной и вкусной была родниковая вода, - таких сейчас нет. Но вновь ушли родники, как только вырубили священную дубраву в годы Революции. Чудом остался один священный Дуб. А рядом народились его детки – молодые дубочки, пытаясь возродить священную дубраву. Дуб - жив, к нему до сих пор ходят люди.

Огромный старик – великан, по мнению специалистов, оказался самым старым дубом в Чувашии. Его окружность 594см., на 30см больше чем у Ильинского Дуба. Три головы кроной смотрят с востока на запад. У древних предков 3 - означало триединство Мира: Мира Богов, Мира проявленного, Мира предков. Возможно, неслучайны ассоциации: Центральный ствол Дуба – Киреметь как отражение мира проявленного поражен молнией, а в легенде сказано, что люди убили Сына Бога – Киреметь. Есть над чем задуматься.

От этого дуба идет необыкновенная сила, а рядом с ним растворяешься в гармонии и покое. Независимо от погоды здесь всегда ощущается состояние благодати.

Травники называют его Дубом-энергетом, космоэнергеты – открытым космическим порталом. Знахари – священным Дубом, наши предки – Киреметем. Разные определения, но суть одна – это место Силы. Это памятник природы и священное место древних чувашей. Здесь раскрывается суть человека, и умножаются его качества…

И снова пришло время для возрождения этой земли. Рядом на поляне, которая похожа на Медведя, склонившегося в поклоне перед Дубом-Киреметем, зарождается экологическая этническая деревня ЯСНА, что в переводе означает – осознанность, просветленность. И здесь формируется новое отношение к жизни – экология жизни. В Ясне объединены два важных направления деятельности: сохранение самобытной культуры чувашского народа - через создание гостевого этнического центра для российских и иностранных гостей, и развитие органического земледелия - через создание сертификационной лаборатории, способствующей производству в Чувашии экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Кроме того, в Ясне – целый комплекс уникальных центров, способствующих формированию новой культуры жизни и сохранению наследия народа Чувашии. Это детский сад-школа по методикам педагогов-новаторов, преподавание факультативного предмета «Экология жизни» для городских школьников, обучающий центр народных промыслов и театр обряда, оздоровительный центр «Здравушка» по народным методам, мастер-классы по духовным практикам, музей леса, ансамбли деревянного зодчества «Тенче Хапхи» и «Древо Жизни», парк старинных качелей, общественный центр в стиле Теремов. Реализация этих проектов создаст в экопоселении пространство любви и гармонии, в котором будут вырастать дети с новым мышлением, в котором каждый гость будет становиться более осознанным и гармоничным.

Во многом всему этому способствует и само место, на котором должно расположиться экологическое этническое поселение Ясна. Эта земля с большим историческим прошлым. И Дуб – Киреметь, растущий на восточной окраине этой поляны, - эксклюзивный объект всего проекта: Объект для изучения, объект для восхищения, объект экскурсионного маршрута: «Священное место древних чувашей Дуб- Киреметь – Седьмое чудо Чувашии»

Дуб-Киреметь и поляна Ясна привлекут внимание и гостей и туристов, позволит сохранить самобытность древних чувашей и преумножить культуру края ста тысяч слов, ста тысяч вышивок, ста тысяч песен.

И тогда согласно Легенде снова поднимутся родники с живой водой. И встанет защитницей всего чувашского народа Священная Дубрава.

Разработаны Экскурсионные программы:

«Дуб Киреметь - живая легенда древних чувашей». Продолжительность – 2 часа. Рассказ о верованиях древних чувашей, об отношении предков к растениям и травам, об этническом экологическом поселении «Ясна», чай из лесных трав.

«Волшебная полянка древних чувашей» (для детей). Продолжительность – 4 часа.

Рассказ о культуре и мировоззрении древних предков, чувашские потешки, игры, состязания, чай из лесных трав.